За время своего отпуска, когда я только бегло просматривал новости, в США разразились или резко усилились четыре политических скандала: сексуальные домогательства в армии, ставшими известными подробности о причинах нападения на консульство в Бенгази (Ливия), налоговые ущемления организаций правой Чайной партии (Tea Party) и, наконец, прослушивание телефонных разговоров сотрудников AP (Associated Press). Вернувшись, решил немного разобраться в каждом из этих скандалов, а заодно узнать реакцию в России на них.

Особый интерес в России вызвали два последних скандала (AP и «чаёвники»). Общий тон СМИ, находящийся под государственным контролем, хорошо отражён в ФБ-посте одного из моих виртуальных друзей: «И они нас ещё демократии учить будут!» В таком же примерно духе составлено и заявление российского МИД, в котором выражена неподдельная обеспокоенность судьбой американских СМИ, находящихся под колпаком у местного правительства. Впрочем, на фоне последнего заявления МИД по результатам Евровидения данная «обеспокоенность» выглядит вполне нормальной.

Хорошо обрисовал подобную ситуацию Глеб Павловский в своем последнем интервью: «Америке можно, а нам нельзя? Вот еще парадокс – система заявила себя антиамериканской, но любую свою глупость объясняет тем, что «в Штатах так тоже делают».

 А мне кажется, что демократии учить иногда всё-таки надо. В особенности учить надо не очень радивых учеников, которые  вместо обучения пытаются всё время изобрести что-то свое оригинальное и уникальное.

Да, политики и чиновники в любом обществе остаются, в целом, одинаковыми – люди всё-таки. И совершают эти люди иногда поступки не очень хорошие, зачастую даже граничащие с уголовно наказуемыми или вообще к таковым относящиеся. Но сравните, как реагирует общество (в России чаще почему-то его называют гражданское общество) на подобные поступки в США и в России.

И посмотрите, как эта общественная реакция заставляет действовать американские власти: быстро, оперативно и безжалостно к своим же чиновникам. Хотя бы только на примере «чаёвников». Через несколько дней после того, как стало известно, что налоговое ведомство (IRS)  по политическим соображениям долгое время не предоставляло положенных законом налоговых льгот различным организациям Tea Party, ушёл в отставку руководитель этого ведомства, за ним последовал и его заместитель. Идут открытые слушания в двух палатах Конгресса. Пошли судебные иски. Над Обамой повис Дамоклов меч импичмента, и ещё неизвестно, а удастся ли президенту избежать этого удара? Ведь Никсону в подобной же ситуации Уотергейта сделать этого не удалось – за импичмент проголосовало даже большинство правящей тогда Республиканской партии. Вот что значит реальная демократия, вот что значит реальная многопартийная (пусть даже на худой конец двухпартийная) система, вот что значит реально свободная пресса. И наконец, вот что значит реальное гражданское общество!

И прошу учесть, что всё это мы видим при том, что «чаёвники», с моей точки зрения, являются далеко не лучшими представителями американского общества. Они –  злейшие враги Демократической партии и лично Обамы. Они называют его не иначе как социалистом и сравнивают (не смейтесь, пожалуйста!) с Лениным и  Сталиным. От их радикальных воззрений пытаются отмежеваться даже руководство Республиканской партии, которой воззрения, а тем более действия «чаёвников» сегодня только мешают. И, тем не менее, закон есть закон, и этот закон был нарушен.

Оставляю возможность читателю самому ответить на вопрос, а что в аналогичных ситуациях происходит с противниками управляемой и суверенной демократии с её властными вертикалью и горизонталью (сросшиеся ветви власти)? Даже с умеренными противниками, уже не говоря о радикалах.

Вчера прослушал очень интересную беседу Владимира Познера с Максимом Кантором. В частности, там стороны сравнивали вес недостатков советского варианта социализма с западным вариантом демократии. Чьи недостатки хуже? Познер доказывал, что советские «хуже», а Кантор убеждал его, что они вполне  сопоставимы. Как человек, проживший и испытавший на собственной шкуре недостатки двух систем и признающий наличие массы недостатков западной демократии, я всё же остаюсь на стороне Познера. К чему я это говорю? Хорошо понимаю, что сегодняшняя Россия – это пока ещё далеко не бывший Союз. Но, мне кажется, что модель её управляемой демократии в последнее время стала всё больше походить на советскую. И поэтому тому же гражданскому обществу России никак не помешают уроки демократии, пусть даже и не очень совершенной. Всё познаётся в сравнении!    

Print Friendly, PDF & Email

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , , , , , ,