Продолжение. Начало статьи «Почему фашизм» см. здесь

Редакция 0.2 (уже не совсем пилотная1))

 

С благодарностью всем моим виртуальным друзьям и, в особенности,

Александру Иванову, Стелле Беленькой и Smartus Yodus

за мысли и идеи, которые мне очень помогли в работе над этим лонгридом, к сожалению, ещё не ещё окончательно не отредактированным1)

 

——————————————————————————————————————-

 

«Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!»

(А. Пушкин)

 «Я старался не смеяться над человеческими поступками, не плакать из-за них, не ненавидеть их, а понимать их».

(Спиноза, эпиграф к книге Джонатана Хайдта «Праведный разум: почему хорошие люди разделяются политикой и религией»)

trump-stalin-gitler

Напомню, что в первой части статьи (вместе с аннотацией к ней в Фейсбук), ссылаясь на исследования социологов и политологов, представленных в переведённой мной статье Стеллы Беленькой, мы пришли к одному интересному выводу. Оказывается, что очень часто люди на выборах поддерживают того или иного политика-кандидата, исходя не из своих реальных экономических или других интересов, а из стадного чувства. Избирателю очень важно, что соответствующий политик принадлежит к тому же «племени» (группе), что и он (она). «Племени» в этническом смысле (раса и/или национальность),  религиозном, идеологическом или классовом. Или проживает на той же территории, или/и придерживается традиционного (для конкретного «племени») образа жизни, и так далее, и тому подобное. Мол, «мы с тобой одной крови — ты и я», а значит, мы правы, а «они», люди другого племени, не правы по определению, поэтому только и делают, что мешают жить нам, правильным людям. И вот, руководствуясь подобными вообще-то иррациональными соображениями, такой человек идёт на избирательный участок. И никакие рациональные, кажется, абсолютно логичные контраргументы, ориентированные на его (её) личные интересы, здесь ничего уже изменить не могут. В сознании избирателя возникает что-то типа барьера, который невозможно преодолеть 2) (о который разбиваются любые рациональные доводы.) Даже «холодильник» здесь очень часто не может помочь. И «телевизор» вместе с интернетом не помогут, если только с этого телевизора не вещают «наши» – сам кандидат и его апологеты. Все успешные политики–популисты раньше или позже нащупывают более или менее многочисленное «племя», на которое они делают ставку, и тот язык, на котором им проще всего достучаться до своего племени, чтобы объяснить всем «нашим», кто их враги, чего они хотят и как с ними надо бороться.  У популистов с авторитарными наклонностями (а таких среди них большинство) лучше всего это получается, если они начинают действовать, опираясь на любого вида тоталитарные схемы, в частности, основанные на фашистской идеологии, включая и её нацистскую разновидность.  Примером тому является Трамп, что и показано в переведённой статье. 

Другими словами, мы все в некотором смысле являемся ксенофобами (см. первую часть определения этого понятия), поэтому и по жизни стараемся «кучковаться» с близкими нам людьми в социальных группах (реальных и виртуальных) – играем с ними в отдельных «песочницах». Если кто-то считает, что это не так, вспомните, насколько мы некомфортно чувствуем себя в быту (да и не только), общаясь даже с родными и близкими, если они придерживаются политико-идеологических взглядов, которые во многом диаметрально противоположны нашим. Многие из нас даже слушать и читать не могут тех, чьи воззрения мы считаем неприемлемыми. Например, Трампа я давно уже не могу ни слышать, ни видеть. А сейчас ловлю себя на том, что и Fox News не могу смотреть. Или, если речь идёт о сетевом общении, как часто мы прерываем «дружбу» с такими людьми или даже блокируем (баним) их?! А если мы сами и не делаем так (сам гоню со своей страницы только за грубые переходы на личности), то как минимум из чужих «песочниц» нас изгоняют.

Американские «умники и умницы»: местные vs. «русские»

Естественно, при этом возникает вопрос, неужели все социальные слои в этом плане одинаковы? Неужели даже интеллектуальное развитие человека здесь не приходит ему на помощь? Однако в переведённой блог-статье нет ответа на данный вопрос. Мне кажется, мало говорят об этом и в других серьёзных работах. Давайте тогда взглянем на соцопросы: кто, где и за кого готов голосовать? Может быть, цифры помогут.

А цифры эти однозначно говорят, что, например, основной частью электората демократа Байдена являются жители пригородов больших городов, а значит, это, прежде всего, умные, высокообразованные и хорошо обеспеченные люди, имеющие успешный бизнес или хорошо зарабатывающие. Одним словом, люди так или иначе продвинутые.  Именно большинство таких «умников и умниц» (около 70% из них, если говорить о всей стране, и до 60%, если говорить о колеблющихся штатах) в этом году собираются проголосовать за демократов3).

Казалось бы, это вполне естественно: чем более образован и всесторонне развит человек, тем скорее он должен понять, «что такое хорошо, а что такое плохо», и не только для себя лично, но и для своей страны в целом, для общества, в котором он живёт, и даже, не побоюсь некоторой банальности, для всей мировой цивилизации.

Конечно, всё-таки не все избиратели этой категории будут голосовать против Трампа. Основной причиной тому является личный интерес некоторых из них: материальный, идеологический, карьерный, национальный (например, типа «Россия/Израиль превыше всего»4)). В отличие от малообразованного ядерного электората Трампа, продвинутые хорошо понимают, что собой представляет этот голый король. Однако при этом считают, что, да, Трамп – «негодяй, но это наш негодяй». Хотя и среди республиканцев, включая самые верхние их слои, сегодня есть и такие (5-8%), которые Трампа не поддерживают и даже основали движение Never Trump и Linkoln Project…но, если опять говорить о сиюминутном шкурном интересе, скажем честно, это практически все «бывшие» политики или функционеры.

Возвращаясь к основному вопросу. Если основная масса американских «умников и умниц» настроена против Трампа, то, значит ли это, что в эту же компанию продвинутых людей должны входить и «русские» американцы (русскоговорящие, во всяком случае, по первому своему языку)? Оказывается, что не тут-то было! Большинство из них, как раз наоборот, чуть ли не с первого дня были и, что ещё более удивительно, остаются сегодня одними из самыми ярых поклонников Трампа.

Не могу сейчас найти ссылку на статистику, которую уже неоднократно приводил, и которая свидетельствует, что не менее 75% «русских» американцев всегда поддерживали республиканцев – консерваторов. В общем-то, ничего страшного в этом нет. Страшно другое. Страшно то, что эта их позиция практически остаётся такой же после того, как аморальный и, я бы сказал, не совсем ментально здоровый человек, надев на себя тогу консерватора, захватил Республиканскую партию и семимильными шагами повёл её в сторону фашизма. При этом если отдельно рассматривать «русских» евреев, составляющих значительную часть протрамповского электората, то можно уж точно утверждать, что относительный вес трампистов среди них даже превышает 75%.

Да бог с ними, с этими цифрами. Ведь те, кто общался с «русскими» американцами в виртуале и/или в реале (а сюда входит большинство из читающих эти строки), наверняка, знает, что цифра 75%, независимо от того, насколько она точная, вполне отражает реальную картину. Достаточно лишь зайти в фб-группы, в которых «русские» тусуются, чтобы лишний раз убедиться в этом. Например, в группы «Русскоязычные американцы за Трампа» или «Остров Сноб» (здесь уже кучкуются «русские» не только из США, но и со всего мира).

Так в чём же дело? Почему они не в той категории избирателей, в которой находится подавляющее большинство их американских собратьев с английским в качестве первого языка?

На такое моё удивление многие мои сторонники – убеждённые антитрамписты обычно называют по отдельности или в некотором сочетании ряд обстоятельств, породивших этот парадокс. Мол, это (а)  либо совсем глупые люди, чуть ли не с одной извилиной, да и то не в том месте, где извилинам этим положено находиться, либо (б) люди, у которых полностью отсутствует способности к аналитическому мышлению, либо (в) люди, так и не выучившие английский язык, а посему подсевшие на РосТВ и близкие к нему местные издания, вещающие на русском ( RTVi, например). Да и (г) «совки» они все, а чего от таких, мол, можно ожидать?!

Постойте, давайте всё-таки «отделим мух от котлет» и разберёмся с каждым видом «мух». Извилины не там, говорите? Но ведь среди них полно очень умных и высокообразованных людей, например, хайтековцы и бизнесмены. Если они и «тупые», то, тогда нужно согласиться с покойным Задорновым, что «все американцы тупые». Да и не сомневаюсь, что  по любым IQ тестам все лично знакомые мне «русские» трамписты нам, антитрампистам в целом вряд ли уступят. .

Отсутствуют аналитические способности? Это у кандидатов и докторов различных наук (советских, постсоветских и американских) или у профессоров известных американских университетов отсутствуют?  Уж увольте меня!  Лично знаком или встречался в сетях с многими из таких ­- ничего подобного!

Знают только русский язык и прямо или косвенно прозомбированы российской пропагандой? Да, такое встречается. Но это только люди, приехавших сюда в  преклонном возрасте, а таких, увы, остаётся среди нас всё меньше и меньше. Все остальные, даже исходя из требований своей профессиональной деятельности, отлично владеют английским языком.

Все они «совки»!? А вот это уже интересная причина. Поэтому предлагаю с ней разобраться подробнее. А до того как начать эту «разборку» скажу только следующее. Уже около 20 лет размышляю над феноменом «русской Америки», и до последних дней ни к чему конкретному не мог прийти.  Последствия чётко видел, но до недавнего момента не видел причины. Всё встало на свои места после прочтения изумительной статьи, перевод которой находится в первой части этого моего «сериала». И вот что я понял…

Пришельцы из страны Советов, или Экскурс в современную историю «русской» Америки

Вопросы, рассматриваемые в этом разделе, и, в особенности, глубина погружения в них — всё это далеко выходит за пределы темы данной статьи, которая и так неожиданно для меня превратилась в лонгрид. Поэтому здесь решил ограничиться общим резюме раздела, необходимым для лучшего понимания всего материала, а основной текст переместить в Приложение к статье.

Рассматривается три этапа в истории «русской» Америки с начала последней волны «колбасной эмиграции» в перестроечные годы (вторая половина 80-х), включая эмиграцию после распада СССР, и заканчивая эпохой Трампа, т.е. нашим временем. Показано, как и почему классический термин «совок», ранее мной используемый для обозначения всех «русских» американцев,  постепенно начал преобразовываться. Эта модификация уже в данной статье закончилась тем, что я всех без исключения «русских» (русскоговорящих) называю Пришельцами из страны Советов (ПСС). При этом независимо от этнической национальности ПСС и от того, где такие пришельцы (такой пришелец)  сейчас проживают(ет): в США, в Европе, в других странах мира, включая (и это очень важно) саму Россию, Украину, Беларусь или другие страны, образовавшиеся на территории бывшего Союза.

Даётся более или менее строгое определение понятия «пришельцы из страны Советов», или просто «русские», и рассматриваются две основных группы характерных признаков ПСС. Это культурно-бытовые признаки и мировоззренческие (в т.ч. идеологические или, обобщённо, политико-идеологические). При этом все эти признаки так или иначе могут проявляться не только у тех кто жил в стране Советов, но и их у их детей и даже внуков. Другими словами, все мы «совки» в той или иной степени, если уж совсем по-простому говорить.

Показано, что если культурно-бытовые признаки ПСС являются абсолютно нормальными для окружающего общества, то признаки мировоззренческие, по сути дела, являются симптомами очень тяжёлого синдрома травмированных тоталитаризмом (СТТ). Объясняется, почему со временем мне пришлось отказаться от ранее используемого термина синдром травмированных социализмом.

При этом речь идёт не только о политико-идеологических симптомах СТТ. В Приложении также много говорится о поведенческих (социально поведенческих) симптомах «пришельцев», связанных с их отношениями с окружающим социумом и государством, достаточно много говорится . Ну, а ещё подробнее о политико-идеологических симптомах СТТ будет в следующем разделе и в третьей части.

Синдром травмированных тоталитаризмом. Мировоззренческие симптомы. «Русские» в поисках своей идентичности

 Использую здесь термин «мировоззрение» как более общий по отношению и к «идеологии», и к «политике». Хотя упоминание об идеологических, или политико-идеологических симптомах (признаках) в тексте этого раздела и в других местах статьи тоже может встречаться

Крайний консерватизм (включающий в себя и различные проявления ксенофобии) и экономическое непризнание ничего «социалистического» (социально-ориентированного) чуть ли не с самого начала твёрдо легли в основу мировоззрения типового американского «русского». Настолько я знаю и понимаю, не только американского, но и западных «русских» тоже. Да и не только западных, но и восточных, включая жителей России. И это при том, что во многих странах Канады, например, и Западной Европы практическая реализация социально-демократического направления социализма (социально-ориентированный рынок, или капитализм с «человеческим лицом») продемонстрировал совсем неплохие результаты.

Хочу ещё раз оговориться: я отнюдь не считаю умеренно правый либерализм и консерватизм злом еще большим, чем неумеренный левый либерализм и прогрессивизм. Либерализмы, как и «мамы, разные нужны».  Однако всё хорошо в меру. Поэтому на первых порах меня сильно удивило, что большинство «русских» под действием своей тоталитарной травмы стали резко сдвигаться вправо. Именно такой на первых порах удивительный для меня тогда сдвиг «русской» Америки в правую часть идеологического спектра, как я сейчас уже понял, и стало их первым шагом на пути к фашистской идеологии.

Однако в то время (нулевые годы) поиск идентичности «русской» общественности ещё продолжался. Все точки над «i» были окончательно расставлены позже, через 10 лет, когда в последние несколько месяцев с ростом противостояния вокруг проблемы Black Lives Matter окончательно проявились два практических тождественных с фашизмом (а в некотором смысле и с нацизмом) симптома травмы тоталитаризмом. Это, во-первых, расизм – такая же страшная составляющая ксенофобии, как и национализм вообще и антисемитизм в частности. Хотя склонность большинства «русских» к расизму проявилась ещё и во времена Обамы. При этом, будучи расистами, наверное, многие «русские» таковыми себя не считают. В их понимании, наверное, расисты – это только те, кто ходит в ку-клукс-клановских балдахинах с факелами в руках и «не*ров вешает» (многие «русские» чёрных здесь так и продолжают называть, что в излишне, как они считают, политкорректной Америке равносильно тому, что называть евреев «ж*дами».

Упоминал уже в первом разделе, что среди американских “русских”, большинство которых составляют евреи, 75+% являются сторонниками Трампа и всего мракобесия, которое от него исходит. В то же время примерно 75% “местных” евреев, наоборот, не приемлют трампизм во всех его проявлениях. А может быть, всё-таки одной из основных причин расхождения во взглядах между “русскими” евреями во всём мире и их местными соплеменниками является то, многие из последних прибыли туда, бежав от ужасов фашизма в Европе? Именно фашизма, а не “социализма”! Напомню также всем «русским» евреям, что это же во многом относится к основателями Израиля (страны, которую они иногда, кажется, больше обожают, чем страну, в которой сегодня живут), и которые, в их терминологии, тоже были “социалистами”.

А вторым симптомом СТТ, давшим о себе знать, является тяга к «сильной руке» (к хозяину, или барину). Что и понятно, ведь многие «русские» ещё с советских времён показали, что им совсем не чужд этот один из основных краеугольных камней фашизма, а сегодня можно уж точно сказать и трампизму, с его «законом и порядком».

При этом если расизм и национализм, на первый взгляд, и противоречил якобы интернациональной сути советского режима, то «закон и порядок» (в его трамповском понимании)  – это, по сути дела, основа любого тоталитарного строя. И вот как раз здесь фашизм и советский режим, как и режим любого другого тоталитарного государства, суть одно и то же. Существующие другие отличия между всеми этими режимами не более чем фиговые (идеологические) листочки, прикрывающие их зловещую суть. И крайне удивительного, что так много «русских» противников Путина этого вопиющего сходства фашизма и любого даже сколь угодно мягкого тоталитаризма/авторитаризма (будь то левого или правого) в упор не понимают5). Обижаются даже, когда их сравнивают с фашистами.

Игорь Яковенко в своей статье «Семь причин, по которым русские либералы возмущены событиями в США»  хорошо показал, почему, в чём и как сегодня сошлись пути «русских» эмигрантов, либеральных россиян и путинской пропаганды. И среди прочего это ксенофобия (в т.ч, «кругом враги»), неприятие левизны ни в каком виде и форме и тяга к тоталитаризму (хозяину). А Юлия Латынина недавно даже заявила, что полученная всеми бывшими жителями Союза «социалистическая травма» даёт им всем право даже учить американцев и жителей других западных стран, как бороться с «леваками», якобы скатывающимися к фашизму.  Упаси Б-г западную цивилизацию от таких учителей, действительно травмированных, но не социализмом, а тоталитаризмом. 

Итак, примерно 35 лет искала современная «американская» Россия свою идентичность в чужой стороне. И наконец-то, кажется, определилась, пройдя при этом путь от в общем-то безобидной бытовой «совковости» через примитивное жульничество, закононепослушание (см. Приложение) и тягу к консерватизму до проявление симптомов ультра правизны с её ксенофобией и тягой к тоталитаризму вплоть до настоящего фашизма. И совсем неудивительно, что найденная западными «русскими» идентичность оказалась столь тождественной уже существующей идентичности многих россиян, как и других «восточных русских». Вспомните только, что в последние несколько месяцев понаписали о событиях в США такие известные «русские» интеллигенты по обе стороны океана, как Илларионов, Веллер, Солонин, та же Латынина, даже Шендерович и многие другие. А ведь большинство из них, казалось бы, тоже являются противниками режима.

Окончание следует…

———————————————-

1) В пилотной редакции могут встречаться некоторые погрешности и незавершённости, не всё пока из того, что хотелось, удалось втиснуть, тест ещё подлежит серьёзному редактированию. В частности, не все ссылки активизированы, а сноски, кроме этой, пока вообще не «озвучены». При этом неактивизированные ссылки выделены оранжевым цветом. Тексты в различных частях статьи могут несколько пересекаться. Это сделано сознательно, чтобы каждую часть можно было читать независимо от другой.  Хотя именно эту часть уже можно считать литературно отредактированной (без явных ляпов), благодаря любезной помощи @Irina Akc.

Другие части этой статьи (каждая из них довольно автономная, поэтому может быть прочтена независимо от других частей): 

ЧАСТЬ 1. Почему фашизм? Найденный ответ

ЧАСТЬ 3. Что иногда получается, когда историческая память подводит

ПРИЛОЖЕНИЕ. Экскурс в историю современной Америки (расширенный вариант второго раздела Части 2)

Print Friendly, PDF & Email

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

комментариев 10 to “Американские «русские»: от салата Оливье до поддержки фашизма. Почему фашизм? Найденный ответ-2”

  1. Vitaly Oplachko:

    Г-н Анатолий Мильнер,
    Я хочу поблагодарить Вас за эту статью. На мой взгляд, опасность трампизма заключается в том, что это синдром правого поворота в большой части мира. Венгрия, Польша и моя родина Украина демонстрируют эти признаки все более наглядно. У нас наблюдается странный феномен. С одной стороны рост национального радикализма, с другой- восхищение фигурой Трампа, в частности среди украинских евреев. Связи с пост-Шоа поколением у них нет и не было, поэтому эмоционально они подпитываются сообщениями близких и родственников из « колбасной» эмиграции. С уважением, Виталий Оплачко

    • Большое спасибо, уважаемый Виталий! Вы абсолютно правы, признак трампизма в виде популизма и правого тоталитаризма шагает по Европе. И, к сожалению, задевает и Украину, включая украинских евреев, которые, по своему общему мировоззрению мало чем отличаются от российских евреев, американских евреев, приехавших из бывшего Союза, не говоря уже от приехавших оттуда же израильских евреев.

  2. Ольга Кремер:

    Оголтелая политкорректность — явление относительно недавнее, так что «консерватизм» русских американцев объяснить этим нельзя.
    Почему же они святее самого Папы? Да потому, что считается, что республиканцы «за Израиль», а Израиль — это наше все (говорю не о себе) Ненависть к социалистической системе. В СССР не было социализма, а было диктатура. Социализм по-советски не тождествен европейскому социализму, поэтому те, кто ненавидит идею социализма как таковую, глубоко неправы. Совсем неплохо иметь поддержку государства на старости лет или в стесненных обстоятельствах. Совсем неплохо иметь медицинскую страховку, которую каждый может себе позволить. Я много лет живу в «стране победившего социализма» — Франции, и все это знаю не понаслышке.В Америке социализма нет и быть не может. Есть велфер, а это не социализм.
    Образованные «бывшие советские» люди, работающие в крупных компаниях, неплохо зарабатывают. Для них демократическая идеология — идеология люмпенов, бедняков, бездельников. Во время последних этнических беспорядков в США, многие русскоязычные дамы писали в соцсетях, что пора обзаводиться оружием, чтобы защитить семью и собственность от мародеров. Как-будто бы так легко убить человека, даже мародера!Тем более, если люди эти, в основном, подростки, тащили шмотки из магазинов.
    В общем, будущее печально. Я, в отличие от многих моих знакомых, не рву отношения с неагрессивными друзьями или родственниками-трампистами. Просто стараюсь ихбегать этой темы.

    • Ольга, в целом с Вами согласен. Но есть один вопрос, чем французский социализм отличается, по Вашему мнению, от американского социализма? Говорю не о деталях, а в принципе. Лично я вижу такое принциаипальное отличие не велфере, как Вы говорите, а значительно более бесплатной медицине и в образовании.

  3. Roza:

    Русский народ умныйи любит эту страну А с приходом Байдена Америка развалится здесь будут править мородеры которые хотят свободно грабить и убивать У Трампа есть заскоки но в даной ситуации стране нужен Трамп Надо чтобы все производилось в Америке,чтобы процветала Америка а не Китайи чтобы люди имели работу и чтобы не было поддержки антисеметизма

    • Ну да, пусть лучше правит человек с «заскоками», чем нормальный человек. Зато не будет «мородёров», ведь фашисты на улицах никого грабить и убивать не будут, а русские будут и дальше «любить эту страну», и антисемитизма не будет. Лучшей иллюстрации сказанного в статье мне тяжело было даже представить 🙂 Спасибо, г-н Roza, за помощь!

  4. Отвечать на критические замечания через Фейсбук, прозвучавшие здесь, просто не вижу никакого смысла. Всё уже сказано в статье, которую, как понял, критики просто не захотели прочесть. Это и понятно, много букв, а ругаться и навешивать ярлыки всегда проще 🙂

    Повторю здесь только ответ на «большой и толстый вопрос» от Alex Savtchenko:
    «Вы считаете что поиск «русскими американцами своей идентичности в чужой стороне в основном завершен?». Отвечаю, да завершён, путь от салата Оливье через отторжения «социализма» Обамы до поддержки трамповского фашизм пройден. Своя идентичность найдена.

  5. А здесь в Фейсбук прошли основный дискуссии по этой статье:

    на моей странице – https://www.facebook.com/anatoliy.milner/posts/10158797222139433

    на странице Игоря Айзенберга – https://www.facebook.com/igor.aizenberg.1/posts/2636174563297766

    Read more: http://www.amilner.com/2020/08.....z6Y2tgpNQv

    • Презентация статьи у меня на странице (по указанному выше адресу)

      ОТ «СОВКОВОСТИ» К ФАШИЗМУ
      «Строили, строили, и, наконец-то, построили» (с).
      Однако, в отличие от героев Успенского, не считаю своё строительство уж совсем завершённым. И вина тому отнюдь не зловредность старухи Шапокляк, а совсем другое. Блог статья, которая в некотором смысле подводит итоги моих почти 20-ти летний «исследований» «русской» Америки, неожиданно для меня начала разрастаться и превращаться в четырёх серийный лонгрид, состоящий из трёх основных частей и одного приложения. Но даже не в этом лежит причина тому, что сей труд оказался не совсем завершенным, а совсем в другом (см. сноску*), но, в любом случае, представленный здесь текст я рассматриваю лишь как пилотный вариант, к сожалению, ещё окончательно не отредактированный*. Однако прежде всего хочу начать …
      …с благодарности всем моим фб-друзьям и, в особенности, Stellochka Belenkaya, Alexander Ivanov, и Smartus Yodus за мысли и идеи, которые мне очень помогли в работе над этим лонгридом,
      ——————————————————————
      Особая сверх благодарность Стелле, перевод пророческой блог-статьи которой и лёг в основу 1-й части моей статьи, подтолкнул меня к работе и дал название всему моему «произведению». Ведь в 2018 г, когда была опубликована статья Стеллы «Почему фашизм? Найденный ответ», о возможности фашизма в США тогда ещё практически никто не говорил. С переводом этой статьи (1-я часть) я уже знакомил своих читателей в начале прошлого месяца. Отталкиваясь от этого, мне только и оставалось показать и попытаться объяснить тот путь к потенциальному фашизму, по которому прошли многие наши бывшие соотечественники, так горячо поддерживающие сегодня Трампа.
      Каждая часть и Приложение тоже, может рассматриваться как автономная статья. Поэтому могут встречаться некоторые повторы. Для желающих отдельного/независимого прочтения конкретной части ссылки на каждую них (кроме данной части) приведены в комментариях ниже.
      ЧАСТЬ 1. Почему фашизм? Найденный ответ
      ЧАСТЬ 2. Американские «русские»: от салата Оливье до поддержки фашизма (по разделам):
      ͟1͟.͟͟А͟м͟е͟р͟и͟к͟а͟н͟с͟к͟и͟е͟ ͟«͟у͟м͟н͟и͟к͟и͟ ͟и͟ ͟у͟м͟н͟и͟ц͟ы͟»͟:͟ ͟м͟е͟с͟т͟н͟ы͟е͟ ͟v͟s͟.͟ ͟«͟р͟у͟с͟с͟к͟и͟е͟»͟
      Обосновывается постановка вопроса, почему на выборах продвинутые «местные» американцы голосуют не так, как, казалось бы, не менее придвинутые «русские» американцы? В последующих разделах приводится ответ на этот вопрос.
      ͟2͟.͟͟П͟р͟и͟ш͟е͟л͟ь͟ц͟ы͟ ͟и͟з͟ ͟с͟т͟р͟а͟н͟ы͟ ͟С͟о͟в͟е͟т͟о͟в͟,͟ ͟и͟л͟и͟ ͟Э͟к͟с͟к͟у͟р͟с͟ ͟в͟ ͟с͟о͟в͟р͟е͟м͟е͟н͟н͟у͟ю͟ ͟и͟с͟т͟о͟р͟и͟ю͟ ͟«͟р͟у͟с͟с͟к͟о͟й͟»͟ ͟А͟м͟е͟р͟и͟к͟и͟
      Определяется понятие «Пришельцы из страны Советов» (ПСС, или по-простому, «русские/ «совки») и рассматриваются три этапа в истории американских ПСС с середины 80-х и до наших дней. В общем виде показаны две основных группы характерных признаков ПСС: культурно-бытовые и мировоззренческие признаки – поведенческие (в смысле, отношения с обществом, государством) и идеологические признаки, а также связанные с мировоззренческими признаками (симптомами) проявления синдрома травмированных тоталитаризмом.
      ͟3͟.͟͟С͟и͟н͟д͟р͟о͟м͟ ͟т͟р͟а͟в͟м͟и͟р͟о͟в͟а͟н͟н͟ы͟х͟ ͟т͟о͟т͟а͟л͟и͟т͟а͟р͟и͟з͟м͟о͟м͟.͟ ͟И͟н͟ф͟о͟р͟м͟а͟ц͟и͟о͟н͟н͟ы͟е͟ ͟с͟и͟м͟п͟т͟о͟м͟ы͟.͟ ͟«͟Р͟у͟с͟с͟к͟и͟е͟»͟ ͟в͟ ͟п͟о͟и͟с͟к͟а͟х͟ ͟с͟в͟о͟е͟й͟ ͟и͟д͟е͟н͟т͟и͟ч͟н͟о͟с͟т͟и͟
      Название раздела, собственно, и определяет его содержания. Крайний консерватизм (включающий в себя и различные проявления ксенофобии) и экономическое непризнание ничего «социалистического» (социально-ориентированного), как и тяга к сильной руке чуть ли не с самого начала твёрдо легли в основу мировоззрения типового американского «русского». А совокупность этих симптомов, в свою очередь, напрямую ведёт к фашизму, если даже не к нацизму.
      ЧАСТЬ 3. Что иногда получается, когда историческая память подводит
      Рассматриваются аналогии между двумя тоталитарными системами: фашизмом и советским социализмом, а также причины, почему Пришельцы из страны Советов об этих аналогиях часто забывают. ««Да, несомненно, республиканцы забыли историю 20 века. Но неужели и американские «русские», которые в своём большинстве на стороне Трампа, тоже её настолько забыли? Как так получилось, что настолько легко в едином порыве сплотилась вокруг нового вождя своего «племени» белые аборигены «мира консервативного капитализма» и пришельцы из совсем другого мира, который почему-то называется «социалистической» страной? Такой себе новый всемирный альянс с фашистским нарративом в основе?»
      ПРИЛОЖЕНИЕ. Экскурс в историю современной Америки (расширенный вариант второго раздела Части 2)
      ВЫВОДЫ
      Чем ближе Трамп, его ядерный электорат и республиканский истеблишмент своей риторикой, методами и политикой приближаются к фашисткой (если не нацисткой) идеологии, чем больше отвергают всё это подавляющая часть мыслящей Америки, тем сильнее «русские» американцы, по сути дела, поддерживают движение страны в направлении фашизма.
      Этому нет и не может быть никаких разумных объяснений, кроме легко распознаваемых симптомов и трудно излечимых последствий синдрома травмированных тоталитаризмом. Вот уж действительно, наши «умники и умницы» оказались «пришельцами» из другого мира – тоталитарного мира страны Советов. Мира – с другой культурой и, главное, с другой моралью, с другим пониманием, что такое хорошо, а что такое плохо. Мира, который так и не захотел объяснить подавляющему большинству своих жителей, чем мораль строителей (якобы) коммунизма принципиально отличается от морали фашистов/нацистов. Неужели объяснением этого феномена является только то, что к вражескому «племени» две тоталитарные системы относят разные категории людей, и такое отношение сегодня вполне устраивает Пришельцев.

      • И презентация статьи на странице Игоря Айзенберга (по указанному выше адресу)

        В среде эмигрантов из бывшего ссср, придерживающихся либеральных взглядов, в последние годы часто возникают дискуссии о том, почему большинство эмигрантов из совка — люди либо в лучшем случае крайне консервативные, либо еще чаще — придерживающиеся откровенно крайне правых взглядов, почему среди этого большинства так много расистов, почему они боготворят Трампа.

        У меня всегда есть простой ответ на этот вопрос, который, однако, не раскрывает глубинных причин такого явления. Мой простой ответ состоит в том, что это большинство, даже если эти люди прожили много лет в эмиграции, остается «новой исторической общностью людей — советским народом», и в силу этого люди из этого большинства являются носителями человеконенавистнической тоталитарной идеологии, впитанной со времен совесткого детского сада. Им близок тоталитаризм, культ силы и вождя, которому им хотелось бы на уровне подсознания подчиняться и поклоняться, им очень хочется чувствовать в свою очередь превосходство над другими.

        Anatoliy Milner провел очень глубокое исследование этого явления, и я рекомендую всем, кто этим явлением интересуется, прочитать его исследование полносттью.