«Самое жаркое место в аду предназначено тем, кто в пору морального кризиса сохраняет нейтральность»
Данте Алигиери, «Божественная Комедия»

«Поэт в России больше чем поэт»
Евгений Евтушенко

Помню обе мои бабушки, говоря о прошлой жизни, часто вставляли фразу: «Это было ещё в мирное время». Чуть позже, когда я уже несколько подрос, спросил у жившей тогда ещё одной из них, а что это за мирное время. Оказалось, что мирное время закончилось в 1913 года, а всё позже, начиная с Первой Мировой войны, назвать уже мирным никак нельзя. Как так, возмутился октябрёнок в моём облике, который по радио тоже часто слышал сравнение всего хорошего, что было в ещё не бывшем Союзе, с несчастным для всех 13-м годом.  Ведь мирная жизнь, объяснял я ей дальше, только и началась после Великой Октябрьской (тогда ещё с большими буквами), а затем на короткий период была прервана фашистами.  Естественно, фашистами во времена моего детства могли быть только немцы. На это моя мудрая бабушка ничего не ответила, а только загадочно улыбнулась.

Это несколько длинноватое вступление я сделал для того, чтобы теперь ответить на одну реплику моего очень хорошего и искренне уважаемого  фб-друга @Дмитрий Равкин,  кстати, тоже очень  мудрого. В одной из многочисленных жарких дискуссий у меня на странице, в которой была затронуто нашумевшее стихотворение Инны Мориц «Хочу диктатора!», он, вспомнив при этом  и другое столь же противоречиво воспринятое  интеллектуалами стихотворение  Андрея Орлова (Орлуша) «Реквием по МН-17», сказал:

«Понятно, что автора публично спрашивать про скрытые смыслы бесполезно, если он и будет как-то подобным образом разжевывать такую свою позицию (если она, действительно такая), то его мало кто поймет, а кто поймет, так не поверит. «Патриоты» скажут, что пошел в обратку, а «либералы» скажут, что сломался или надавили. Это примеры о том, что люди перестают понимать друг друга и насколько быстро сейчас в массовой культуре разрушается элементарная критичность оценок, способность видеть иронию и скрытые смыслы…

…Я говорил не об оправдании или моем согласии/несогласии с этой позицией. Это мировоззренческие и политические разборки типа кто хуже/лучше: Бандера или Путин. Я о том, что если хотите понять позицию Мориц или карикатуристов из Шарли, надо научиться смотреть на мир их глазами. Можно не соглашаться и даже враждовать с ними, но стараться непредвзято понимать друг друга крайне полезно для всех сторон».

В течение всего прошедшего и во многом переломного года мы с Дмитрием вели и продолжаем вести бесконечную дискуссию обо всём, о чём сегодня говорят многие. И публично, и в частной переписке. При этом неоднократно затрагивали и Иосифа Бродского с его «На независимость Украины», которое по уровню «скандальности» сегодня можно поставить  в тот же ряд, что и названные стихотворения Мориц и Орлуши.  Мне всегда было сложно спорить с Дмитрием, уж очень, казалось бы, всё он говорит правильно и достаточно аргументировано. И в то же время, внутренне я с ним никак не мог согласиться. Не хватало какого-то нужного аргумента. И вот сейчас не без помощи моих бабушек у меня «пазл» наконец-то сложился.  Мирное время! Вот ключ, с помощью которого, мне кажется, всё можно расставить по своим местам.

В своей анатомии «85%» я попытался дать классификацию тех, кто, так или иначе, поддерживает позицию  и действия путинской России на международной арене, начиная с аннексии Крыма. Там же у меня была выделена категория сторонников, которую я отнёс к  «серой зоне», или «болоту». И в этом «болоте» особое место занимали «нейтралы»  Суть их позиции состоит в том, что нет на свете идеального общества. Поэтому, мол, зачем нам разбираться с тем, кто прав или не прав в борьбе между неидеальными общественно-политическими системами. Вот когда-нибудь придумаем или кто-то придумает что-то там, в облаках, идеальное, тогда и поговорим.

Вся моя классификация была построена, прежде всего, на основе личных контактов с друзьями, знакомыми (реальными и виртуальными), коллегами и родственниками. Их анонимность я тогда сохранил. Сегодня могу признаться, что одним из прообразов «нейтралом» был у меня и Дмитрий, уж простит он меня. Однако я допустил одну ошибку. По всей видимости, нельзя  было однозначно всё «болото» и «нейтралов» в нем, тем более, относить к 85%.  Болото (и опять прошу прощения у Дмитрия) оно на то  болото, чтобы и в данном случае плавно растечься  между сторонниками и противниками (15%) действий России в конфликте.

Однако, независимо от того, как отвечали те или иные представители «нейтралов» на вопросы социологов, суть их позиции и желание оставаться над схваткой от этого не меняется.  Ведь, смотрите, всё, что выше сказал Дмитрий о «скрытых смыслах» и необходимости «непредвзято понимать», как будто бы невозможно оспаривать, ….если бы не одно «но». И этим «но» как раз спрятано в ключике под названием «мирное время».

Мне кажется, сегодняшняя молодёжь  в своих воспоминаниях будет рассказывать внукам о мирном времени, закончившемся в 2013 году.  Символическая цифра 13 ровно через 100 лет опять заиграла своим «чёртовым» пламенем,   осветившим тот факт, что тлеющая до этого Война миров (культур, цивилизаций – называйте это, как хотите) в 2014 г перешла в свою активную фазу. Где-то эта фаза военная, где-то полувоенная, где-то гибридная, где-то террористическая на новом своём витке, где-то ожесточенно пропагандистская.  А Максим Кантор вообще называет это время для России «концом прекрасной эпохи, начатой с «Покаяния» и законченной «Левиафаном».

Так или иначе, но Война миров началась, а на войне как войне.  В частности, каждый должен занять свою чёткую позицию, выбрать свою сторону.  Иначе с не определившимися произойдёт то, о чём предупреждал ещё Данте в приведённом мной эпиграфе.   Вы можете себе представить  Александра Твардовского, Илью Эренбурга, или Константина Симонова с их  «Убей (его)» – немца в роли «нейтралов» во времена Второй Мировой? А представляете ли пусть и  очень интеллектуальных читателей тех времён, ищущих  «скрытые смыслы» в произведениях этих авторов?  Да и «Василий Тёркин» с его скрытым смыслом появился у Твардовского уже после войны. И не только из-за послабления режима.  По-другому в войне, где решается судьба твоей страны, просто нельзя! И тем более, если страна ведёт войну, которую начала не она, и справедливый с её стороны характер этой войны признаёт подавляющая часть остального мира.

Точно так же не надо искать скрытых смыслов и пытаться понять, что хотели сказать  Мориц или Орлуша. Что хотела сказать Мориц – кстати, один из кумиров моей юности, достаточно легко понять, прочитав хотя бы несколько прошлогодних постов поэтессы на её странице в Фейсбук*. Как бы она потом всё это нам красиво не объясняла. Орлушу я меньше знаю, но тоже не буду искать скрытых смыслов в его Реквиему, и опять-таки как бы он потом эти смыслы не расшифровывал.  Оба они заняли свои чёткие позиции в этой войне. И это хорошо! Как и правильно то, что каждый из них имеет на эту свою позицию полное право!

Другое дело Бродский.  Вот именно в его «антиукраинском» стихотворении скрытые смыслы можно и поискать.  И порассуждать об этих смыслах. Ведь написано оно ещё было в «мирное время», в 1994 году.  Можно, конечно, и поспорить о том, как бы оценил сегодняшний конфликт Бродский, живи он в наше уже не совсем мирное время. Но в чём я не сомневаюсь, свою позицию сегодня поэт бы  определил совершенно чётко.

Какой была бы позиция Бродского сегодня, не знаю, могу только предполагать.  И этим я хочу сказать, что не собираюсь здесь говорить, чья сторона права или не права в сложившейся ситуации. Что касается моей личной позиции, то она однозначна, и мои читатели её хорошо знают – в любом столкновении цивилизаций при прочих равных я всегда был и буду на стороне Запада. И это при всех недостатках западной демократии, которые мне сегодня как никогда известны. Однако всё познаётся в сравнении – пришлось мне пожить в разных общественно-политических системах. Поэтому и согласен с тем, что по этому поводу сказал Черчилль (повторять не буду, много раз уже его мнении приводил).

У меня имеются две лакмусовую бумажки,  с помощью которых я безошибочно (опять же для себя) могу определить, живёт ли мой собеседник в том же мире, что и я, или в каком-нибудь другом.  Первая  из «бумажек»  – это ставшая уже крылатой фразой «Скажи мне, чей Крым, и я скажу, кто ты». Вторая укладывается в вопрос: «Сегодня ты  – Шарли или нет?». И не потому, что я считаю безупречной позицию издателей Charlie Hebdo, а потому что люди того мира, частью которого я себя считаю, всегда готовы повторить вслед за Вольтером: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».  Нет, наверное, всё-таки умереть я не готов, но в любом случае духовно буду значительно ближе к тем, кто готов, чем к тем, кто может убить или, во всяком случае, понять убивающих за «чувства».

Конечно, Твардовскому, Эренбургу и Симонову было проще, их страна в тот момент вела явно справедливую войну. А что, если это было бы не так явно или совсем не явно? Поэтому здесь я вполне себе могу представить самые разные точки зрения и оценки событий внутри любой из конфликтующих сторон, даже внутри той, которую подавляющая часть остального мира называет агрессором.  Однако будьте добры, господа, сначала чётко выскажите свою позицию, а уже потом начинайте искать скрытые смыслы в словах других.  В особенности, если вы живёте в стране, которая активно участвует в конфликте.

Чума на оба ваши дома! – любят повторять многие из вас. Хорошо могу представить себе, что это говорит человек, живущей в некоторой третье стране, не имеющей никакого отношения к вооружённому конфликту и желающему зарезервировать своё мнение, независимо от того, на чьей стороне выступает его собственная страна или сохраняет она нейтралитет. В конечном счёте, этот конфликт ни с какой стороны его не затрагивает, а поэтому может вообще не интересовать.

Но как может человек посылать чуму на дом, в котором он же сам и живёт? Или вы всё-таки надеетесь отсидеться в башне из слоновой кости на вершине этого дома? И вспоминать о войне только тогда, когда «снаряды» санкций начинают долетать и до вас. Ведь именно тогда многие «нейтралы» начинают рассуждать  о недопустимости коллективной ответственности.  Другим словами, Крым наш, а ответственность не наша. Пусть, мол, Путин и его приближённые за всё отдуваются. Так не бывает!

Понимаю, семья, дети, бизнес, карьера – всё это не всегда способствует откровениям, тем более, на политические темы ещё и в публичном пространстве.  Да и физически страшно иногда бывает, поэтому «каждый сам для себя решает, когда пора взять на себя эти риски, и молчать больше не следует». Имея большой опыт жизни в бывшем Союзе, такие сомнения и опасения многих «нейтралов» я очень даже хорошо себе представляю.  Но, если так, то лучше вообще не говорить о политике. О котиках, погоде, путешествиях, технологиях,… о женщинах, наконец, да мало ли, о чём можно поговорить с друзьями и коллегами. Здесь лучше пользоваться правилом (позволю себе перифраз): «О политике или искренне, или никак».

С воспоминаний начал, воспоминаниями и закончу. Был у меня хороший фб-друг. Лет восемь, как познакомились. Ещё в Профессионалы.ру. Был он одним из действующих лиц в моей старой серии «Стенка на стенку», где я исследовал внезапно  разбушевавшийся конфликт среди пользователей  этого социально-сетевого ресурса. Там и познакомились, когда я брал у него интервью. Называть имя этого человека  не буду, хотя очень хотел бы, чтобы настоящая моя заметка была им прочитана. Так вот в этом конфликте, одной из причин которой был национальный вопрос, мой друг выступал с позиций русского националиста, глубоко убеждённого в своей правоте. Тогда мне, кажется, удалось доказать и экспертам, и читателям, что мой виртуальный друг прав. Это, кстати, к вопросу, о моём  якобы русофобстве, которую я занял в конфликте между Украиной и Россией, в чём меня многие россияне часто упрекают. Мой друг сегодня оказался в числе тех из них, которые разорвали всякие отношения со мной из-за  моей «проукраинской» и «прозападной» позиции. Один из немногих покинувших меня, он прислал прощальное письмо, в котором объяснил причины «развода». Его суть – мы живём в разных мирах, на разных планетах и говорим на разных языках. Без переводчика, продолжал он, мы друг друга понять никогда не сможем, а переводчиков сегодня на горизонте не видно….

 И вряд ли «нейтралы», живущие в одной из воюющих сторон, на эту роль переводчиков способны. Это уже говорю я. Для этого надо опять дождаться мирного времени. Дождёмся ли?

———————————————

* Кстати, если и искать уже скрытые смыслы у Мориц, то она с ними окончательно покончила  как раз на рубеже мирного времени своей строфой  ««Когда все наши всех не наших перебьют/А наших всех угробят все не наши…». Я даже эти слова эпиграфом в одном месте сделал, не разглядев в них никакого скрытого смысла:).  Всё! Дальше, когда мирное время закончилось, нужно отдать должное поэтессе, позицию свою она выражала однозначно и без всяких там экивоков.

 

 

Print Friendly, PDF & Email

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

комментариев 19 to “О мирном времени и скрытых смыслах”

  1. Екатерина:

    Думаю, что в интернет-общении не нужно злоупотреблять скрытыми смыслами. При личном-то общении — ты сказал одно, а услышали все всё в меру своих, так сказать интроектов. Сама этим тоже грешу))). Материал Ваш искренний и интересный. Правильно ли я поняла, что основной его посыл — ясность позиций и высказываний?

    • Екатерина, мой основный посыл Вы выразили не совсем точно. Я считаю, что, если некто живёт в стране, которая не участвует в конфликте, то он (она) вполне может и не иметь своей точки зрения по этому вопросу. Но если он живёт в «воющей» стране, то он не может быть нейтрален по отношению к войне. Он должен иметь своё мнение по войне, которую ведёт его страна. Если при этом считает, что его страна ведёт справедливую войну, тут всё ясно. Если же он рассматривает эту войну, как несправедливую, но в силу тех или иных обстоятельств не может открыто об этом сказать, он не должен прикрывать свою боязнь якобы поисками скрытых смыслов и изображать себя стоящим над схваткой. Считаю это морально некрасивой позиций. О политике или честно, или никак. Кстати такой подход можно отнести и к внутриполитическим вопросам, в особенности, если они касаются основ жизни в государстве.

  2. Должен немец-антифашист в годы Второй Мировой в разговоре в подполье со своими соратниками отрицать подъем экономики при Гитлере перед войной?

    Должен ли антисоветчик-пацифист в пылу своей риторики на кухне отрицать факты пыток над пленными советскими солдатами в Афганистане в 80-е?

    Должен ли хиппи-пацифист в Америке в пылу своей риторики на митинге отрицать, что было в Сайгоне после его падения?

    Должен ли украинец-патриот в пылу своей риторики в ФБ не замечать и не сострадать гибели мирного населения в Донбассе, а россиянин-государственник в пылу своей риторики там же отрицать факт участия государственных структур России в конфликте на Украине?

    На мой взгляд, везде правильный ответ — нет, не должен. Они все в своих войнах выбрали свою позицию, но она никогда не бывает черно-белой если смотреть на нее непредвзято. Поэтому, к сожалению, часто более «яркие» и/или наивные люди из их окружения даже их назовут «нейтралами» и в лучшем случае посулят им Дантов ад.

    Они только говорили правду и хотели узнать истину, но толпе не нужна истина, ей нужно чтобы четко выбрали свою или чужую сторону. Выбрать сторону — это очень просто, искать и говорить правду всегда тяжело. Огребешь за нее от всех.

    Твардовский и Эренбург были за мою Родину в тяжелый период, но, возможно, и понимали, что порой грешат против истины. Фрэнк Синатра или Ленни Риффеншталь были против моей Родинуы, но возможно тоже что-то такое понимали. Макаревич и Валерия мне оба несимпатичны со своими позициями на современную войну. Я не хочу никого выбирать, но и не берусь судить никого из шестерых перечисленных. У меня просто нет на это полномочий. Я «нейтрал», который отправится в ад. Наверное, это прискорбно для меня, но вдруг встречу там Бродского

    • Дмитрий, по первой части Вашего комментария. Отвечаю – нет, не должен! В этом мы полные с Вами единомышленники. А раз так, то решусь продолжить.

      Любой перечисленный Вами, не должен отрицать факты, если (опять-таки в духе моей статьи) не одно только «но».

      – Он (она) не должен (а) отрицать эти факты в беседе со своими единомышленниками.
      – Он не должен отрицать эти факты, если ему нужно выбирать внутри его страны между двумя политическими линиями, одна из которых отрицает или оправдывает эти факты, а вторая эти факты признаёт и осуждает. Как это, например, происходило, когда в 2008 американцы выбирали между республиканцами (после иракской авантюры Буша) и демократами (с Обамой, осуждающим эту авантюру).
      – Он не должен отрицать эти факты и в разговорах со своими оппонентами, которые признают, что их страна со своей стороны нарушила многие правила поведения на международной арене и зачастую делала это первой.

      А теперь это самое «но»:
      – Он не должен обсуждать эти факты с теми, кто не признаёт грубые исходные ошибки своей страны, а просто пытается забросать своего оппонента «фактами», многие из которых являются либо вторичными, а другие-то и фактами назвать нельзя.
      – Он не должен прятать своё базовое отношение к обсуждаемому теме общими и абстрактными соображениями, что никто не идеален, а поэтому чума на оба ваши дома. Сначала позицию в двухзначной логике, а потом «многозначную» дискуссию!

      Не совсем понял, когда и в чём Фрэнк Синатра был против Вашей Родины?

      И наконец, боюсь всё-таки, Дмитрий, что Бродского Вы в дантовом Аду не встретите . Если только Ваша «нейтральность», когда Вы беседуете со мной, не связана с «синдромом Пушкина», чего я никак не исключаю и могу хорошо понять.

      • Но вы для меня не иностранец, не примазывайтесь к этим лощеным педантам :). От них их самощущение превосходства прет за версту. Оно того не стоит.

        • Ну, спасибо, Дмитрий! Считайте, что удостоверение личности выдали :). Буду теперь всем своим оппонентам предъявлять в случае чего….

  3. Оксана:

    Да, согласна.
    Хотя я понимаю сильную ломку у тех людей, которые вынуждены признать, что их страна воюет с вчера еще братским народом. А дальше они не знают, что делать, как обозначить свое отношение к украинцам в зоне войны и вне ее…
    Просто эти люди совсем недавно поняли реальный расклад, до последнего отказываясь верить. А мы уже эту стадию «невозможно поверить» прошли весной и летом, потому только принимаем трагическую реальность.

    • Интересно, Оксана, а в Украине есть «нейтралы», подобные тем, кого я здесь представил? Оппозиционеров власти я знаю, а нейтралов нет, не встречал? Мне кажется, здесь принципиальное различие между странами, что в какой-то мере говорит о том, чья война справедливее…

      • Оксана:

        Подумала… Вроде не встречала таких в Украине. Может, есть, но они не афишируют свое отношение. Мне кажется, это сложно сделать, когда все вокруг стараются помочь хоть в мелочах: кто ветошью для для масксеток, кто оптическими прицелами…

        • Оксана, и всё-таки Вы только о Киеве или про всю Украину говорите (без Донбасса)?

          • Оксана:

            нет, я не могу говорить обо всей Украине (как некоторые о себе, всех гражданах и ПТН :)). Моя Украина — это мой круг общения (который не претендует на всеохватность).
            Например, я никогда не была на востоке и прямых знакомых у меня нет оттуда — только знаю через вторые руки. Потому по их рассказам имею представление о психологии и ценностях тех людей.
            Ой, соврала — были двое коллег из Луганска и Донецка. Но они — совершенные исключения: полностью украиноязычные даже после многих лет жизни в Киеве, умные и образованные…

            • Оксана, спрашиваю просто потому, что, судя по разной информации, сейчас в Украине не всё так уж однозначно с общим настроением. Боюсь, что настроение, существующее в круге Ваших знакомых, разделяет всё меньшее количество людей. И это даже если не учитывать Донбасс, не говоря уже о Крыме. Нет, количество осуждающих Путина и Россию, может быть, даже и увеличивается, а вот, что с врагами (без всяких кавычек использую это слово) делать дальше, здесь до общего понимания, мне кажется, очень далеко. И это я на наблюдаю даже среди моих патриотически-настроенных фб-друзей из Украины. Чем иначе можно объяснить следующие цифры? По данным Федеральной миграционной службы, в России находится более 2,4 миллиона граждан Украины (из них 1,17 млн. человек — призывного возраста). И последняя цифра продолжает возрастать

              • Оксана:

                не знаю. Допускаю разношерстность поведения. Но слишком узок круг моего общения — пара-тройка десятков человек, и то не одновременно.
                Однако верить ФМС я бы не стала, они летом кричали, что в Россию уехало 500 тыс. бежеенцев. С такими темпами миграции, в ДНР и ЛНР на сегодня должны были остаться только террористы и их родственники. Ведь не только в Россию уехали беженцы…
                И это… России нало сорвать мобилизацию. «УТки» летят со всех концов. Косящие, безусловно, есть, но их количество — ?

                • Цифры взяты из статьи в ББС, а это агентство очень аккуратно подходит к цифрам и фактам, как и к их оценкам и интерпретациям. Но дело даже не в этом.

                  Меня всегда умиляют американские политики федерального масштаба, которые любят говорить, что «американский народ хочет того-то и того-то и не хочет другого». Но за каждым из них стоят хотя бы, как правило, не менее 40% избирателей или участников различных соцопросов (что в США примерно одно и то же).

                  Вы же сами всё время подчёркиваете, что Ваш круг общения очень узок и, в основном, сосредоточен в Киеве. И в тоже время часто повторяете, «что украинцы хотят – не хотят, ненавидят, не простят и т.д.» И при этом никаких ссылок на соцопросы. Отсюда был и мой вопрос, а что на самом деле хотят жители Украины? В последнее время, читая и общаясь со многими моими промайдановскими контактами, я и в самом деле потерял ответ на этот вопрос.

                  • Оксана:

                    момент… Я очень аккуратно отношусь к словам, которые пишу вместе со словами «украинцы» и «Украина». И они встречаются значительно реже, чем «мы» (хотя тоже подразумевают украинцев — скольких не знаю, но некий тренд. Обо всех писать очень самонадеянно). После Вашего ответа пролистала свой дневник до ноября, т.е. 3 месяца. Не нашла заявлений «украинцы не забудут», «не простят»… О себе — да. О нас только: «Мы уже свое получили — за собственную беспечность, доверчивость и жадность…»; «Потому нас устраивает только победная весна». Хотя про подавляющее большинство киевлян, думаю, могу говорить с уверенностью. Это то, что висит в воздухе — без всяких соцопросов.
                    Я пишу посты короткие, но долго — именно потому, что выбираю каждое слово. Потому если хотите словить меня на слове (такой себе каламбур), то с конкретными примерами 🙂 Я даже в наших устных беседах осторожничаю.

                    • Оксана, я сказал только то, что сказал. А Ваше дело прислушиваться ко мне или нет. Вы в гуще событий, а я в стороне.

                      К слову, в обсуждаемом контексте до последнего момента не видел большой разницы в Ваших устах между «мы», «нам», «нас», с одной стороны, и «украинский народ» – с другой. И только Ваши последние комментарии подсказали, что под этими местоимениям скрывается только несколько десятков человек в Вашем окружении. А всё остальное лишь предположения и чувства. По-человечески я Ваши чувства хорошо понимаю, но как технарь предпочитаю всё-таки социологически корректные цифры.

      • Valery:

        Что касается «нейтралов» в Киеве (буду только о нём говорить). Они, наверное, есть. Внешне жизнь в Киеве течет как обычно и есть люди, которые живут как ни в чем ни бывало. Но думающие, а Киев — это все-таки город, в котором таких много, отнюдь не нейтральны. Есть «совок» — о нем нечего говорить, и есть настроенные очень активно и патриотично. Майдан без активных киевлян был бы невозможен. Во-первых, наше общество крайне политизировано. Каждая бабка на базаре знает имена политиков и обсуждает, что вчера было у Шустера. Я думаю, что «нейтралов» сейчас немного. Т.е. он может в действиях себя не проявляет, но в мыслях он отнюдь не нейтрален. И имеет свое мнение о войне, Путине, власти. По-моему время сейчас не позволяет вести умные разговоры о достоинствах разных систем общественного устройства. Война делает мир черно-белым. Я не знал этого стихотворения Бродского. Сейчас прочитал, ужаснулся. Как кто-то сказал: «Русский либерализм заканчивается на Хуторе Михайловском». Ну не укладывается у них в голове, что это другой народ, другой язык, другая культура. А то, что это может быть другое государство, так за это убивать нужно. Не знаю, ответил ли я по сути Вашего вопроса. На этом буду прощаться.

  4. Valery:

    Прочитал много комментариев к стихотворению Бродского. Хочу в ответ дать пару ссылок. Может быть Вы этого не читали. Стихотворение Маяковского и статья Жаботинского. https://ukraine.d3.ru/comments/469631/ и http://politikan.com.ua/8/0/0/63301.htm