В некотором плане то, о чём я здесь хочу сказать, хорошо вписывается в мою старую рубрику #Реалии_виртуального_ мира, хотя речь у нас сейчас пойдёт о вещах абсолютно реальных.

Цифры 85% и 15% превратились в последнее время почти в нарицательные понятия. Иногда эти проценты немного варьируются, но не более чем в пределах статистической погрешности. Как читатель уже понял, обозначают они отношение в России к международной политике её властей – соответственно, это те, кто поддерживает её, и те, кто нет. Несколько раз и по разным поводам мы обсуждали эти цифры с @Дмитрий Струков. Поэтому, если он сам захочет, могу его вполне считать соавтором того, что я дальше скажу. А если не захочет, то просто поблагодарю Дмитрия за вдохновение (без всяких смайликов говорю это).

Ниже приведена классификация тех, кто живёт сегодня в России, по признаку отношений к политике Путина. Сделана на основе моих личных наблюдений и многочисленных дискуссий, которые я провёл за этот год со своими реальными и виртуальными друзьями, знакомыми, коллегами и родственниками из России (понятно, что родственники только реальные). Свои впечатления от всего этого я спроецировал на результаты известных мне социологических исследований.  Не хотелось бы заострять вопрос на том, можно ли в чисто научном плане называть социологическими те опросы, которые публикуются сегодня в России. Лично я на основе своих наблюдений и контактов думаю, что они всё-таки достаточно хорошо отражают реалии.

По каждому категории классификационной схемы у меня есть конкретный живой пример (чаще их несколько), причём большинство из личных моих контактов. Некоторые из этих контактов очень хорошие друзья, которых я давно знаю, есть даже и любимые родственники. Эти примеры я собственно и обобщаю. Однако по вполне понятным причинам называть их здесь не буду. Итак, моя классификационная схема «поддерживающих» (85%).

«Идейные» – националисты, сторонники «русского мира» без границ, великодержаники, люди с имперским сознанием, религиозно-ориентированные правые консерваторы, сталиниты и другие ультралевые для кого Америка и Запад в целом были и остаются источником самого большого зла на нашей планете.

«Конъюктурщики»  – те, кто всегда за власть, какой бы окраски она не была.

«Искалеченные пропагандой», или с синдромом «отключённого сознания». Среди них выделяются:

  •   «истерики» – как правило, люди с низким образованием и/или которые не могут себе даже представить, что может существовать мнение, отличное от их собственного (читай — телевизионного);
  •   «умеренные» – обычно более образованные люди, которые искренне хотят, но пока не могут разобраться с ситуации, понять, в чём и как их обманывают привластная пропаганда;
  • «непредвзятые аналитики». Здесь, скорее, кавычки можно оставить только у первого слова. Это тоже, как правило, достаточно образованные люди, и в самом деле неплохие аналитики.  Однако, будучи убеждёнными в правоте властей, и не желающие покидать свою «зону комфорта», они всесторонне и зачастую на публичном уровне анализируют только информацию из тех источников, которые их полностью устраивают, часто закрывая глаза даже на, что многие из этих источников можно считать явно неадекватными и даже «жёлтыми». Всё остальное они просто не замечают.

«Мечтатели», свято поверившие в то, что только на пути конфронтации с технологически более продвинутыми Америкой и Европой, Россия может встать с колен и начать своё восхождение на технологический Олимп.

«Временные попутчики» – тоже из убежденных националистов, великодержавников  и ультралевых, но которые хорошо понимают, что на самом деле происходит. Есть здесь и некоторые из «мечтателей», Раньше все они всегда осуждали режим Путина, но сейчас его поддерживают, причём даже не сам режим, а его внешнюю политику, которая, с их точки зрения, реализует их же идеологические воззрения и мечтания.

«Обменщики» – люди, по умалчиванию заключившие социальный контракт с режимом по обмену стабильности на демократию: вы нам стабильность страны, а мы отказываемся за это от свободы слова и всего того, что связано с демократией. И до последнего времени этот контракт работал как будто неплохо. В особенности в части экономики, прежде всего, благодаря зашкаливающим ценам на углеводороды. Многие из «обменщиков» (но не все, конечно) в каком-то плане тоже «искалечены пропагандой», заставившей их уверовать, что «если не Путин, так кто?» А раз «никто», то не только внутренняя, но и внешняя политика вождя верна. Сюда же можно отнести тех, кто исповедует принцип «только не было б войны». Они ещё не понимают, что война уже идёт, правда, до их дома её отзвуки ещё почти не доходят.

«Напуганные» – те из познавших на своей шкуре все прелести социализма сталинского разлива, которые чуть ли не на генетическом уровне боятся перечить государству, даже если это касается анонимных опросов. Ведь участвовали же большинство из нас, советских людей, в общем процессе «одобрямс», анонимно голосуя, как надо, на выборах, в душе понимая и осуждая весь существующий вокруг обман.

«Серая зона»,  или «болото». Очень интересная для меня группа людей. Некоторые из этой группы по разным причинам присоединились к 85-процентному большинству, другие оказываются среди 15%. Но основная часть их них всё-таки остаются между теми и другими, чем и объясняется, мне кажется, имеющее место флуктуация цифр. В этой «серой зоне» выделяются:

  • «Циники», уверенных в том, что везде и всюду политики врут, чиновники – воруют, а журналисты служат тем, кто им больше заплатит. А раз это так, то «чума на оба ваших дома», и оставьте нас в покое – знать мы ничего не хотим, что вокруг нас происходит;
  • Нейтралы». Они, как и «циники», руководствуются принципом «наша хата с краю», но пытаются под этот принцип подвести эстетически более красивую и научную основу. Суть их позиции состоит в том, что нет на свете идеального общества. Поэтому, мол, зачем нам разбираться с тем, кто прав или не прав в борьбе между неидеальными общественно-политическими системами. Вот когда-нибудь придумаем что-то там, в облаках идеальное, тогда и поговорим. Им я могу адресовать только к Данте с его «Самое жаркое место в аду предназначено тем, кто в пору морального кризиса сохраняет нейтральность»;
  • «Искренние патриоты» (в самом хорошем смысле второго слова), подверженных тому, что я называю «синдромом Пушкина». Напомню слова поэта: «Я, конечно, презирая отечество моё с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мной моё чувство ». Это наиболее уважаемая мной категория людей из «серой зоны». Кстати, мой опыт показал – если хорошенько поработать с «нейтралами» и даже с «циниками», то может выясниться, что многие из них на самом деле тоже являются патриотами с «синдромом Пушкина».

Это мой довольно непрофессиональный взгляд со стороны. Надеюсь, что кто-то из  психологов или социологов, как-то оттолкнувшись от моей классификации, смогут сделать её более профессиональной и «оцифровать» её.

Print Friendly, PDF & Email

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , , , ,