«Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и соре, — права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое по возможности их исполнение»
В. Белинский, «Письмо Гоголю»

 «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав»
Прометей у Лукиана (Древняя Греция)

 Решил зафиксировать в своём блоге, на мой взгляд, очень интересную дискуссию, недавно состоявшуюся на моей странице в Фейсбук.  Так сказать, зафиксировать для истории. Чтобы не канула в быстро несущую виртуальную Лета.

Так уж получилась, что два сеанса моего диалога с Игорем Ашмановым – «серийным предпринимателем» (так он сам себя назвал)  и известным IT-специалистом  – прошли  на рубежах уже ушедшего 2013 года.

Первый –  в начале того года был заочным.  Тогда в своём блоге я опубликовал статью «Оккупация Рунета, или Короткая память… Игоря Ашманова» . Статья была ответом на его статью «Короткая память»,  опубликованной в «Российской газете».  Её автор утверждал, что американцы оккупировали Рунет и через него навязывают россиянам свои западные ценности, когда у последних эти ценности совсем другие. Мол, что-то надо предпринимать.

А тут и хороший повод в лице Сноудена появился. Моему визави стало абсолютно ясно, что следует делать. Надо отгородить Рунет информационной Китайской стеной, или по-другому говоря, опустить новый железный занавес, но теперь уже называемый звучным русским слово «файрвол». Всё это было изложено в новой статье Ашманова  (вернее, в интервью с ним), в название которой и была вынесена основой его посыл: «Превратить внутреннее пространство страны в черное пятно для АНБ – да, это государственная задача”». Мол, так и только так решить проблему информационной безопасности страны.  Заявленный подход и стал темой второго сеанса указанной ФБ-полемики, которая  состоялся  уже в конце 2013-го. Здесь мы уже разговаривали напрямую.

 Китайская стена на уникальном фундаменте

Основные мысли интервьюируемого (здесь и далее я использую выдержки из последнего интервью и комментарии, прозвучавшие в дискуссиях, причём старался даже не редактировать текст):

– Стране нужны сервисы и устройства для защищенного использования Интернета. Чтобы можно было купить телефон или планшет, который гарантированно ничего никуда не отправляет. Чтобы американцы с него снять ничего не могли точно, а наши – с большой натяжкой.

 – Превратить внутреннее пространство страны в черное пятно для АНБ – да, это государственная задача. Для её решения нужны как минимум средства контроля операционных систем, файрволы, которые по умолчанию считают, что система – плохая.

– Кто-то должен предписать производителям ставить на устройства, поставляемые в страну, защитные модули, которые блокируют отдачу данных.

– Сертификация проблему не решает. Возьмем, просто для примера, Windows. Это, условно говоря, 100 миллионов строк кода. Есть организации, которые этот код анализируют, причем только этим и занимаются, и за свою работу они получают, для примера опять-таки, 100 миллионов долларов год. Хорошие деньги? Но это – по доллару на строчку. За такие деньги найти закладки в чужом коде – невозможно.

– Если мы говорим о полном цифровом суверенитете, стране нужны свои процессорные фабрики, операционка, мобильная операционка, сетевой маршрутизатор, браузер, офис и т.д. Это кажется глупым в эпоху глобального разделения труда. Но те, с кем мы этот труд разделяем, как видим, имеют свои интересы, они используют свои преимущества производителя, всех подслушивают, и с нами тем, что подслушали, почему-то не делятся. Китайцы же не случайно делают все свое.
Задача очень сложная, чтобы ее решить, нужно совершить прорыв, подобный индустриализации при Сталине.

– Зачем вообще АНБ слушать всех? Ну, ерунда же. Нет, не ерунда, а статистический подход.
Например, кто-то из нынешних студентов, которые никому в АНБ вроде ни за чем не нужны, через 20 лет будет управлять нашей страной. Пусть один из ста тех, кого прослушивали на его курсе. И если информация о нем будет собираться все эти 20 лет – ты понимаешь, что это даст владельцу информации?

– Технически постепенно предотвратить такие риски несложно, но это вопрос государственной воли. Скорее всего, такой воли не будет: идея, что слежка за всеми подряд принесет следящим результат через 10-20 лет, не вызывает чувства опасности, сейчас-то опасности почти нет. Это как лягушка в постепенно подогреваемой кастрюле, гибнет, а из кипятка выпрыгнула бы.

А вот два ответа  Ашманова на вопросы интервьюера (это уже к бизнес –моделе его концепции):

IT индустрия по определению интернациональна. Как объяснить необходимость своей ОС нашим программистам, которые благодаря Windows и iOS зарабатывают на внешнем рынке?

– Не останутся они без заработка. Нужно импортозамещение.

Разница между нами и прочими странами BRIC в размере населения, от которого зависит объем внутреннего рынка.

– Да, но качество этого ресурса у нас много выше. Люди лучше образованы. Сохранилось почтение к уму-разуму и грамотности, воспитанное еще советской школой. Это наше преимущество, у них преимущество – запас людей, оно скажется, когда эти люди станут грамотными. Кроме того, перед нами всё пространство бывшего СССР, как рынок для наших продуктов. Это 300 миллионов человек, условно говоря.

Ну, а на закуску, внимание – уже совсем интересно!  Идеологический фундамент для новой Китайской стены:

– Мы живём внутри русской цивилизации. Наложить на нее западную матрицу можно только силой, попыток было несколько, но всякий раз при попытке сделать это выходит облом. На мой взгляд, сохранение этой цивилизации – задача довольно-таки благородная, и потому, что цивилизация неплохая, и потому, что без нее баланса в мире не будет. Западная цивилизация не должна владеть планетой целиком, она слишком алчная и лживая.

– Русская цивилизация – крыша для многих народов, и, знаешь, мне кажется, что новое объединение этих народов произойдет при нашей еще жизни. Боюсь только, что в результате войны, по образцу сирийской, в Евразии.

 «А ты кто такой?» Разговор с канделябрами в руках

О плюсах и минусах предложенного Ашмановым подхода и завязалась у нас  «дружественная» беседа. В ней активное участие принимали  также @Валерий Садовов– со стороны Ашманова,  @Юлий и @Светлана Горявские, а также косвенно @Андрей Студнев – с моей стороны. Кроме того отзвуки этой дискуссии прозвучали и на других площадках, в том числе на странице у @Андрея Мирошниченко.  Там Андрей сопроводил ссылку на наш тогда ещё продолжающийся разговор репликой:

Ашманов втянулся в дискуссию о том, что Россию надо сделать черным пятном для АНБ. Довольно интересную. Нервничает. Впрочем, может, это [его] нормальный стиль.

Да, к сожалению, уж сильно нервничал мой оппонент в нашем разговоре. Я бы даже сказал, что не просто нервничал, а очень злился. Объединив всех своих оппонентов в одного Обобщенного врага, Ашманов то тут, то там переходил на его личность. Хотя нет-нет, да и проглядывало в образе врага характерные черты вашего покорного слуги. При этом постоянно передёргивал высказывания  безымянных оппонентов, зачастую меняя  от комментария к комментарию свои аргументы. Впрочем, этих-то аргументов, по сути дела, и не было. Ашманов, по сути дела, отказался вести разговор на уровне экономики и технологий.  Нашего оппонента меньше интересовало, что мы говорим, а больше то, кто мы такие, что посмели с ним спорить,  и есть ли у нас тот опыт, который позволяет ему столь «нагло» перечить.  Так всё и порывался ударить своего врага «канделябром по голове» (из комментария Ашманова).

Что же его так разозлило? Об этом можно только догадываться. И эту догадку хорошо озвучил на старте Юлий Горявский:

Такими [людьми, как автор – А.М.] движет только одно…. —  создать какую-нибудь организацию или получить госзаказ, чтобы за миллиард долларов (ведь сто миллионов — это дико мало) проверять код Windows. Для успокоения паранойи Путина. Кстати они собираются де-факто украсть деньги у Путина — сначала его запугать закладками от АНБ, а затем извести его деньги (ну точнее деньги подконтрольного ему государства) на какую-то эзотерическую…. [всё-таки убрал следующее слово; хотя и не вошло оно в список запрещённых Роскомнадзора, но тоже было на букву «х»— А.М.]. На танцы с бубном вокруг Windows. Причем исполняя эти танцы по астрономическим расценкам. Если эти [люди – А.М.] хотят защититься от АНБ, то им нужно так же запретить ввоз всей техники содержащей импортные микросхемы и firmware, включая все телефоны Apple и на Android, все PC, да вообще ввоз практически любой современной электроники. У Медведева кстати iPhone и iPad отобрать нужно. Серверы все остановить во всех их …компаниях созданных ФСБ или с ФСБшниками в акционерах. И т.п. Но для страны есть выход из ситуации и попроще — вместо борьбы с АНБ убрать от власти и отодвинуть от кормушки людей, которым реально (а не гипотетически) есть что от АНБ скрывать, и это вовсе не их домашнее порно.

Да, действительно, несколько резковато. Но ведь очень точно и не в бровь, а в глаз. Кстати, и Юлий выразил своё сожаление за свою резкость. Однако ещё больше, по-видимому,  разозлила Ашманова и его сторонников  эта моя уточняющая реплика:

Любому, хотя бы немного знакомому с историей компьютерной техники или (а ещё лучше – «и») работающему в этой отрасли, по прочтению материала становится ясным её конъюнктурный….характер. Если повезёт, большущие госзаказы можно получить на этом деле! В особенности …после Сноудена шансы резко возросли.

В своё время даже в бывшем Союзе поняли, что путь, подобный тому, что предлагается в интервью, – это дорога в никуда (так и называлась моя статья). Поняли и, к счастью, вовремя с этого пути свернули. Надеюсь, что, несмотря на все призывы интервьюируемого, и сегодня поймут. Он-то ведь сам как ИТ-шник всю пагубность им предлагаемого очень хорошо понимает.

Первый абзац тоже несколько неполиткорректный,  о чём  опять-таки было высказано сожаление, что несколько не изменило стиль полемики, выбранный нашим оппонентом. В т ом числе потому, что, как потом стало ясно, здесь всё-таки наибольшее неприятие у нашего оппонента вызвала ссылка на уроки истории советской вычислительной (компьютерной) техники.  Ведь то, что я в своей статьеназываю вынужденной и вполне по тем временам оправданной стратегии узаконенного плагиата, или «реинженеринга чужого», Ашманов назвал «катастрофическим решением вообще копировать Запад во всём».

В разгоревшейся дискуссии было обозначено несколько направлений:
– общеидеологическое в политическом разрезе,
– техника и технологии,
– экономика.

По двум последним дискуссия тоже постоянно разветвлялась на выяснение вопросов:
–  можно ли было уйти от реинженеринга чужого в советские времена?
–  как Россия сегодня должна ответить на новые вызовы аналогичного характера?

Борьба с тенью, и сколько это будет стоить?

На технико-экономическом уровне тезисы Ашманова сразу же разбил Юлий Горявский:

– Я отлично знаю техническую сторону вопроса сбора данных. Если для большинства людей это “откровения Сноудена”, то для меня это технические спецификации 15-летней давности, прописанные до уровня назначения отдельных битов, без соблюдения которых не может быть выпущен ни один массовый телефонный продукт, например. Поэтому я не отрицаю саму возможность “прослушки” телефонных разговоров спецслужбами и прочего шпионажа. Но любой человек, знакомый с вопросом на техническом уровне, в курсе, что “прослушка” есть не только у АНБ, но и, например, у ФСБ/МВД. Так же каждый из нас слышал, наверное, об “оборотнях в погонах” (продажных ментах, судьях, прокурорах, ФСБшниках и т.п.), о коррупции в РФ, о тесных связях “силовиков” с банальным криминальным миром, о политическом преследовании.

– Никакие firewalls, которые будет делать жена Ашманова [Наталья Касперская* — А.М.], не защитят россиян от всех этих оборотней и тем более от прослушки по политическим мотивам. И не только потому, что разработчики этих firewalls сами тесно связаны с ФСБ, но и в силу банальных юридических норм – никакое телефонное (например) оборудование не может быть сертифицировано и использоваться в России, если в нем на уровне software/firmware не реализована официальная отечественная “прослушка”.

– Тогда от чего они собираются защитить пользователя? От АНБ, которому из всех доступных ему россиян (ведь реально близкое окружение Путина вне зоны их досягаемости) интересны только Буты и прочие “кокаиновые летчики”? Конечно, пользуясь паранойей власти можно выбить из государства деньги на мега-проекты по защите подрастающего поколения российской элиты от сбора на нее компромата со стороны АНБ. Подобные проекты – лишь чьи-то мошеннические схемы, нацеленные на личное обогащение. Их авторы технически грамотны и отлично понимают, и даже на “полях” основной части спича сообщают публике, что для полной защиты от АНБ недостаточно firewalls. Нужно так же делать свои операционки, свой прикладной софт, свое firmware и свои микросхемы.

– Они так же отлично понимают, что на практике невозможно вычеркнуть свою экономику из общемирового пространства и создать вторые Google, Intel, Apple, Microsoft, IBM, Samsung, Broadcom, Qualcomm, Lucent, TI и еще 100 производителей микросхем. А без этого они никогда не будут уверены, что их не слушает АНБ. Соответственно проекты на уровне каких-то встраиваемых в каждое устройство firewalls – это всего лишь профанация ради наживы, реальная цель которых – засунуть свою продукцию в каждое электронное устройство, продаваемое на территории России, и получить свои отчисления. Или вот проверяют они на закладки код Windows, за упомянутые в интервью $100 миллионов. Задумаемся – вообще-то на становление Microsoft потребовалась меньшая сумма инвестиций. То есть опять-таки, используя паранойю, из государства вытягиваются средства на борьбу с тенью, без создания в процессе этой деятельности вообще никакого полезного продукта.

И далее Юлий продолжает:

– Microsoft без инвесторов захватил весь рынок (в свое время) – не взяв ни копейки чужих денег. А уполномоченная компания тратит 100 миллионов долларов денег налогоплательщиков на анализ Windows не создавая ничего полезного. Этот пример отлично иллюстрирует, к чему приведет реализация государственного плана по превращению России в “черное пятно для АНБ” – будет создано еще 30 “уполномоченных компаний”, которые ровно с такой же эффективностью “освоят” миллиарды долларов.

– Windows создали вообще без чужих денег – доходы от его продажи отлично финансируют разработку. Вы [Ашманов]умный человек, включите логику – о каких затратах на маркетинг и каких 35 годах вложений в разработку идет речь, если предлагается создать ЗАКРЫТЫЙ рынок, на котором спрос обеспечен законодательным запретом на продажу оригинала (дырявого в плане национальной безопасности)?

–  Где тут берутся затраты на маркетинг, если вы с коллегами-патриотами добьетесь запрета на продажу в России оригинальных Windows и офиса? Весь рынок ваш по определению, конкуренции – нет (кто сможет тягаться с “уполномоченными компаниям” получающими по 100 миллионов долларов из закромов Родины?), затрат на research нет – потому, что у вас уже есть чужой успешный продукт о внутреннем устройстве которого все известно, да еще и с исходниками (сомневаюсь, что российское государство подписало non-competition agreement с какой-то там “жалкой коммерческой конторкой”, они подписывают только взаимные NCA с Обамой по вопросам ядерных вооружений.

– Инкапсулировав свой российский рынок вы (патриоты) сможете первое время насладится всей прелестью полного отсутствия любой конкуренции и нерыночных механизмов гарантированного спроса. Вот только “отходняк” (лет через 10, может раньше) будет очень тяжелый – так как трудно найти более неэффективного собственника и менеджера, чем государство. В результате сначала круто стартовав далее вы придете к полной технологической отсталости – как в СССР.

– Ведь не получится изолировать только лишь свой рынок (выполнив вашу “сталинскую” программу по созданию полного цикла от процессора и до прикладного ПО, чтобы на самом деле превратиться в “черное пятно” для АНБ). Под изоляцию рынка придется подвести идеологическую базу – которую Вы же в своей статье уже упоминаете – об отдельной “русской цивилизации” и “алчной и лживой” западной цивилизации. А идеология потянет за собой прекращение эффективного культурного и научного обмена – ибо какие могут быть дела с нечестивыми? Со “странами наиболее вероятного противника”? Которые, естественно, в ответ на изоляцию вами своего рынка ответят встречными мерами, подливая масла в огонь новой холодной войны.

– Итог будет такой же, каким он был раньше, в СССР – тотальная отсталость в общем уровне развития, включая превращение почти всего населения в управляемую массу детишек, отстающих в развитии. Ведь превосходство СССР в ряде передовых вооружений не отменяет ущербности советской идеологии и экономической системы – так как ценой военного превосходства была тотальная отсталость практически во всех остальных отраслях “народного хозяйства” и разруха в мозгах.

Окончание следует….

* (редакция от 16 января). Раньше здесь была указана Татьяна Касперская. Приношу свои извинения всем, кого задела эта моя досадная ошибка.

Print Friendly, PDF & Email

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , , , , , , , , , , , , ,

комментария 2 to “Черные пятна Игоря Ашманова, или Что нам стоит «файрвол» построить….”

  1. Ниже идёт копия моего заключительного комментария к второй части дискуссии в ФБ

    Думаю, что дискуссию эту можно закрывать. Благодарю всех, кто, так или иначе:), принял в ней участие.

    Главный вывод, который я по состоявшейся дискуссию делаю (каждый может здесь сделать свой) – это её чрезмерная идеологизация. Чтобы бы мы здесь не пытались обсудить, всё упиралось мировоззренческие проблемы. И здесь участники оказались по разные стороны баррикады, в прямом смысле этого слова. Подводя итого дискуссии конца прошлого года, я уже говорил об этом во второй части в разделе про веру. И идеология влияла на всё, вплоть до того, кто здесь есть тролль, а кто безобидная жертва. Поэтому повторяться здесь не буду. Тем более об этом хорошо в одном из своих комментариев сказала @Светлана Горявская, кстати, пожалуй, единственный человек, показавший, как надо вести дискуссию, за что ей особая благодарность!

    И, тем не менее, остаюсь при своей точке зрения. При всех издержках моих выступлений и выступлений моих сторонников (которые мы, к слову, признали) в комментариях нашего основного оппонента и поддерживающих его практически отсутствовали аргументы. Только вера и эмоции, которые били через край. Естественно, это моя субъективная точка зрения. Пусть нас рассудят читатели. А для того, чтобы у них всегда была такая возможность, я добавил ссылку в двух частях своей блог-стенограммы и на эту нашу дискуссию.

    Ещё раз – ВСЕМ СПАСИБО!

    • Не могу удержаться от этого приложения к своему заключительному слову:) — http://www.snob.ru/profile/8458/blog/67781:

      «Свобода — это еще и обязательства. Свобода — это не только возможность говорить, что думаешь. Свобода — это еще и умение от свободы отказаться. Свобода слова — это в том числе умение промолчать. Знаете, мир не рухнет, если вы просто один раз не напишете запредельное хамство, даже если пишете вы про самого неприятного человека во вселенной. …Если человек не разделяет ваших взглядов, это не значит, что он — козел. Это не значит, что он — ничтожество. Или что он «не в своем уме». Это ничего не значит. Просто он не разделяет ваших взглядов».